Функциональная грамотность

  

   Отправить обращение в электронную приемную

             

       

 

Музей "Боевой славы 36-го Краснознаменного минно-торпедного авиаполка"

Функциональная грамотность

 

 Нормативные документы по формированию и оценке функциональной грамотности  

ПРИКАЗ МОНОМ РК от 09.10.2024 г. №1570 «Об утверждении Положения о системе работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым на 2024/2025 учебный год»

ПРИКАЗ от 28.12.2024 №697 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

ПРИКАЗ от 24.01.2025 г. №25 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2024/2025 учебном году

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.09.2021 № 1487 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ МОНОМ РК от 11.02.2022 № 234 «О проведении основного этапа PISA в Республике Крым в 2022 году»

Приказ МОНОМ РК от 16.02.2022 № 258 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки объединению образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым в сфере образования»

Приказ МОНОМ РК от 15.03.2022 № 430 «О назначении региональных координаторов социологических опросов в Республике Крым»

Приказ МОНОМ РК от 24.02.2022 № 326 «Об ответственном за создание и функционирование системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Крым»

Приказ МОНОМ РК от 10.01.2022 № 3 «О назначении ответственных лиц, задействованных в проведении основного этапа исследования PISA-2022 в Республике Крым»

Приказ МОНОМ РК от 21.01.2022 № 83 «Об утверждении Положения о проведении мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым»

Приказ МОНОМ РК от 25.09.2022 № 339 «О проведении конкурса «Класс функциональной грамотности» для общеобразовательных организаций Республики Крым в 2021/2022 учебном году»

Приказ МОНОМ РК от 20.09.2021 № 1487 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ МОНОМ РК от 30.11.2021 № 1888 «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.09.2021 № 1487»

Приказ МОНОМ РК от 05.10.2021 № 1564 «О создании рабочей группы по организации работы развития функциональной грамотности школьников»

Приказ МОНОМ РК от 16.03.2022 № 444 «О проведении мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым»

Приказ МОНОМ РК от 25.02.2022 № 333 «О Порядке проведения основного этапа исследования PISA в Республике Крым в 2022 году»

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

— банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

— открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

— электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/

 «Цифровой ликбез» в марте

 «Цифровой ликбез» просветительский проект, который помогает повысить цифровую грамотность, узнать больше о кибербезопасности в сети, а также формировать функциональную грамотность обучающихся. В рамках данного просветительского проекта в нашей школе была проведена серия уроков, в ходе которых ребята узнали о том, как защититься от онлайн-груминга и опасных незнакомцев в интернете, а также как не стать жертвой мошенников в цифровой среде.

Урок Цифры

Технологии современного программирования

На Уроке цифры школьники могут погрузиться в мир программирования и современных технологий. Это отличная возможность дополнить школьную программу по информатике и подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов.

Игры по финансовой грамотности

 «Покупки волчонка»

Игра, которая учит детей основам финансового планирования. В процессе игры дети узнают о личном и семейном бюджете, важности сбережений и планирования покупок. Они научатся анализировать цены, соотносить свои желания и возможности, а также принимать взвешенные решения о покупках.

В Дол игру по финансовой грамотности банка России «Покупки волчонка» поиграли обучающиеся 2-А класса (кл.рук. Губская Е.И.) и 2-Б класса (кл.рук. Шкурко Л.В).

«Цифровой ликбез»

 «Цифровой ликбез» просветительский проект, который помогает повысить цифровую грамотность, узнать больше о кибербезопасности в сети, а также формировать функциональную грамотность обучающихся.

В рамках данного просветительского проекта в нашей школе была проведена серия уроков, в ходе которых ребята узнали о том, как защититься от спама, как создать что-то новое с помощью искусственного интеллекта, а также узнали, что такое резервное копирование и для чего оно необходимо.

ДОЛ ИГРЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ШАГИ К УСПЕХУ.

Цель игры:

Формирование у детей понимания важности процесса планирования, получения и расходования денежных средств.

Задачи игры

·        Познакомить участников с источниками расходов и доходов.

·        Дать представление о планировании бюджета.

·        Привить бережливость к трате денег.

·        Научить рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать иерархию и временную перспективу реализации

!ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ!

Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы» 12 декабря 2024 года в рамках третьего этапа Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы», в 11 классе была проведена лекция на тему «Ответственный кредит». Ребята обсудили стоит ли брать кредиты, изучили условия образовательного кредита, его условия и льготы, а также рассмотрели этапы составления личного финансового плана. Главным спикером лекции выступила учитель географии и классный руководитель 11 класса Кипаренко Татьяна Леонидовна.

Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы»

В рамках III тематического этапа «Ответственный кредит» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы», с целью повышения качества знаний обучающихся в сфере финансовой грамотности, в МБОУ школа № 10 им. И.Т. Волынкина г. Феодосии было проведено тематическое мероприятие «Финсловарь», в котором приняли участие ребята 7-Б класса и их классный руководитель, учитель истории и обществознания, Татарка Наталия Владимировна.

Также, во Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы», приняли участие обучающие 5-А, 5-Б и 4-В класса их классные руководители: Островская Валерия Анатольевна, Харченко Виктория Игоревна и Расулова Ляйла Рамдисовна, которые повышали уровень финансовой грамотности и знакомились с новыми терминами, разгадывая увлекательные финансовые ребусы!

Обучающиеся начальных классов также не оставались в стороне и приняли участие в конкурсе «Раскраски и головоломки» в рамках Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы». В интерактивной форме повышали финансовую грамотность обучающиеся 2-Б (учитель- Шкурко Лариса Валентиновна), 2-Г (учитель – Ястребцова Елена Ивановна) и 3-А (учитель – Тюхтий Оксана Романовна

 

 ДОЛ-ИГРы Банка России

Цель проекта - подбор, адаптация, апробация и распространение среди заинтересованных лиц игр по финансовой грамотности в виде готовых «коробочных» решений. Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации. Игры по финансовой грамотности познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности, а учащиеся старших классов закрепят свои знания, полученные на уроках финансовой грамотности. В процессе игры участники примеряют на себя новые социальные роли, что способствует формированию собственного опыта в финансовых вопросах.

ЦИФРОВОЙ ЛИКБЕЗ!

В соответствии с письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на базе детского лагеря дневного пребывания «Солнышко», были проведены тематические уроки по цифровой грамотности и кибербезопасности в рамках просветительского проекта «Цифровой ликбез» на тему «Безопасные покупки» и «Правила размещения объявлений»!
Ребята обсудили как не стать жертвой интернет - мошенников, как отличать официальные сайты от фишинговых и как безопасно делать покупки на интернет просторах.

В летнем детском лагере нашей школы "Солнышко" состоялся тематический урок информатики по теме «Технологии в интернет-торговле» в рамках Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры». Ребята не только посмотрели познавательный видеоурок и обсудили интерне-торговлю, но и прошли увлекательные задания в специальных онлайн тренажерах.

ДОЛ игры Банка России.

Финансовые ребусы - увлекательная игра, которая поможет учащимся лучше понимать финансовые понятия. Игроков интерактивной игры ожидает четыре интеллектуальных раунда: «Ребусы»; «Что за слово?»; «Найди лишнее…» и «Математическая задача». Игра содержит не только презентацию с ребусами, но и пояснения для игротехника с ссылками на материалы информационно-просветительского ресурса по финансовой грамотности для более подробного изучения темы.

В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры», в нашей школе были проведены тематические уроки информатики по теме «Путешествие в микровселенную: квантовые вычисления и медицина будущего» в 1-11 классах.

#Урокцифры

Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству

 

ФинИгра от Банка России, в которой обучающиеся 8-А класса с удовольствием принимают участие!

Игры по финансовой грамотности позволяют обучающимся планировать свои личные расходы, знакомиться с новыми финансовыми терминами, а также дают ребятам возможность разобраться в тонкостях финансовой системы.

14 марта в нашей школе в 8-10 классах были проведены тематические уроки по финансовой грамотности на тему "Недетские игры. Как не стать участником финансовых преступлений". Ребята узнали как не стать жертвами психологического манипулирования, а также как не быть обманутыми телефонными мошенниками.

Финансовая грамотность для детейважный навык, который поможет человеку в будущем правильно выстраивать взаимоотношения с финансами. Ребенок узнает, как работают деньги, как их можно зарабатывать, экономить и как принимать правильные экономические решения. В формировании этого навыка отлично помогают ДОЛ игры Банка России, которые еженедельно проводятся в нашей школе.

ДОЛ игра «Финансовый Квиз»

ДОЛ игра Шаги к успеху в 1 классе

ДОЛ игра «Финансовая безопасность»

ДОЛ игра «Финансовый квиз»

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

— банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

— открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

— электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/

Нормативные документы по формированию и оценке функциональной грамотности

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.09.2021 № 1487 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ МОНОМ РК от 11.02.2022 № 234 «О проведении основного этапа PISA в Республике Крым в 2022 году»

Приказ МОНОМ РК от 16.02.2022 № 258 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки объединению образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым в сфере образования»

Приказ МОНОМ РК от 15.03.2022 № 430 «О назначении региональных координаторов социологических опросов в Республике Крым»

Приказ МОНОМ РК от 24.02.2022 № 326 «Об ответственном за создание и функционирование системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Крым»

Приказ МОНОМ РК от 10.01.2022 № 3 «О назначении ответственных лиц, задействованных в проведении основного этапа исследования PISA-2022 в Республике Крым»

Приказ МОНОМ РК от 21.01.2022 № 83 «Об утверждении Положения о проведении мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым»

Приказ МОНОМ РК от 25.09.2022 № 339 «О проведении конкурса «Класс функциональной грамотности» для общеобразовательных организаций Республики Крым в 2021/2022 учебном году»

Приказ МОНОМ РК от 20.09.2021 № 1487 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ МОНОМ РК от 30.11.2021 № 1888 «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.09.2021 № 1487»

Приказ МОНОМ РК от 05.10.2021 № 1564 «О создании рабочей группы по организации работы развития функциональной грамотности школьников»

Приказ МОНОМ РК от 16.03.2022 № 444 «О проведении мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым»

Приказ МОНОМ РК от 25.02.2022 № 333 «О Порядке проведения основного этапа исследования PISA в Республике Крым в 2022 году»

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.). 

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Функциональная грамотность включает в себя следующие компоненты:

Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания и возможности и участвовать в жизни общества.

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

Естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанных с естествознанием. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальные компетентности — способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

С целью повышения уровня функциональной грамотности наши обучающиеся принимают участие в ДОЛ играх по финансовой грамотности.

Знакомство с основами функциональной грамотности начинается в начальной школе. Ребята с удовольствием примеряют образы банкиров и финансистов.

ДОЛ игра «Шаги к успеху»

Средние и старшие классы с помощью ДОЛ игр постигают азы финансовой безопасности, инвестирования, финансовых операций, кредитования

 

  В ноябре 2023 г. в МБОУ Школа № 10 им. И.Т. Волынкина г. Феодосии был проведен педагогический совет, на котором рассматривался вопрос «Формирование функциональной грамотности по ФГОС». По вопросу формирования глобальных компетенций выступила учитель географии Кипаренко Татьяна Леонидовна, которая осветила вопрос применения знаний в проектной деятельности. Учитель начальной школы Тюхтий Оксана Романовна рассказала о том, как проходит процесс формирования функциональной грамотности в направлении «глобальные компетенции».

 

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения